Соглашения в Харькове: газ в обмен на флот

Соглашения, подписанные в Харькове Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, свидетельствуют о том, что окно возможностей в российско-украинских отношениях значительно расширилось

СМИ: комментарии «оппонентов»

Как только сменится власть, а я убеждена, что она изменится, и изменится в то время, которое установлено Конституцией, будут денонсированы все без исключения сделки, которые противоречат национальным интересам Украины. Будет сделано так, как необходимо для стратегии развития нашего государства. Мы не отдали ни авиационную отрасль, ни энергетическую отрасль, ни газотранспортную систему. (Юлия Тимошенко, экс-премьер Украины)

Украина потеряет Крым в ближайшие несколько лет, если этот договор будет утвержден Верховной Радой. Каждый год пребывания Черноморского флота в Украине способствует постепенному, но неуклонному выведению Крымского полуострова из состава Украины. Эта группировка выступает центром пропаганды и влияния на население. Сначала Украину гонят в какой-то экономический тупик, набрасывают на шею финансовую петлю, а затем говорят: если вы уступите, то мы вам немного эту петлю ослабим. Эта история повторяется постоянно в течение всего периода независимости Украины. Схема бесперебойно работает. (Игорь Лосев, обозреватель газеты Минобороны Украины «Флот Украины»)

Брутальный натиск победившей Украину донецкой команды наверняка ошеломляет и восхищает стороннего наблюдателя. Так стремительно перекраивала перспективы собственной страны разве что команда Адольфа Гитлера, сумевшая за четыре месяца между январем и маем 1933 года превратить Германию из бурлящего митингами бюргерско-пролетарского котла в почти однородную, послушную серо-коричневую массу – субстрат национал-социализма. Несомненно, полукриминальные вожди Донбасса вовсе не собираются сдавать свое добро кремлевским чекистам. Донецкие побаиваются кремлевских. Но они, видимо, уверены, что сумеют «кинуть» и их. («Украинська правда», Украина)

В среду Россия подкупила Украину более дешевым природным газом, чтобы продлить договор аренды базы своего Черноморского флота, истекающий в 2017 году, и еще на 25 лет гарантировать себе стратегическую зацепку в Крыму. В тот же день Москва объявила о планах приобрести боевые французские корабли класса «Мистраль». Оба события заставили регион вздрогнуть, особенно на противоположном побережье Черного моря, в Грузии, пятая часть территории которой остается под российской оккупацией, после того как Кремль вторгся в страну в августе 2008 года. Российские военные сказали, что, будь у них тогда «Мистраль», они бы завоевали Грузию вдвое быстрее. Хрупкие демократии вроде Грузии живут в страхе подобного вакуума, и они хотят участия Америки, чтобы помочь оградить их от агрессивного Кремля. («The Wall Street Journal», США)

Мы на этой неделе имели свое собственное грандиозное военное достижение – мы за 40 млрд. долларов выпадающих доходов от газа получили в аренду на много лет кучу ржавых корыт под названием Черноморский флот. Правда, 40 млрд. долларов – они не у «Газпрома» выпадут, а у России, потому что взамен «Газпром» получит снижение экспортных пошлин. Знаете ли вы, уважаемые граждане, сколько США платят за свою базу Гуантанамо на Кубе? 4 тысячи долларов в год, или 40 тысяч за десять лет. Наш Черноморский флот обойдется нам за 10 лет не в 40 тысяч, а в 40 миллиардов, т.е. в миллион раз дороже. Мы, значит, в миллион раз богаче США. Печальная истина состоит в том, что у России не осталось ни одного союзника. Союзник – это тот, кто помогает тебе не за деньги. Когда Кремлю надо чего-то добиться, то у него сейчас единственная возможность – это заплатить деньги. (Юлия Латынина)

Янукович с большим трудом избавлялся от последствий российской поддержки и поражения в 2004 году, с неимоверными усилиями доказывал, что является самостоятельным политиком, что ничем не опасен для собственной страны, что не собирается идти ни на какие невыгодные для нее сделки с Москвой. Но Россия опять поторопилась. Непонятно только – зачем? Что за срочность была подписывать соглашение о продлении пребывания флота? Украинская оппозиция тоже получила от подписантов неожиданный подарок. Больше не нужно будет никому доказывать, что Виктор Янукович не изменился. Еще несколько дней назад воинственные настроения части окружения Юлии Тимошенко вызывали скорее иронию у остальных оппозиционеров. Теперь воевать готовы все, потому что это выгодная и прибыльная борьба, которую поймет и оценит электорат. Тот, кто окажется в этом противостоянии самым активным, и станет следующим президентом Украины. (Виталий Портников, Грани.ру)

СМИ: комментарии «апологетов»

Подписание соглашения между Украиной и Россией является довольно серьезной победой, но не абсолютной. В частности, противники Януковича сохраняют еще довольно большое политическое влияние в стране. Поэтому об этом договоре можно будет говорить после того, как он будет ратифицирован Верховной Радой. Не исключено, что противники попытаются сорвать и заседание Верховной Рады и даже, возможно, устроить революцию. Но такие действия являются абсолютно незаконными. Мы должны понять, что за последние 5 лет противники Виктора Януковича на Украине от безнаказанности обнаглели до невозможности. Для них грубейшие нарушения закона являются абсолютной нормой. Но надо учесть, что победа Виктора Януковича является более важной геополитической победой, потому что именно из этого вытекает подписание соглашения о продлении срока аренды военно-морской базы в Севастополе. Из победы Януковича вытекает восстановление позиций русского языка в Украине, прекращение попыток украинских властей расколоть православную церковь России и Украины, прекращение попыток героизации нацистов. (Сергей Марков, директор Института политических исследований)

Если говорить о договоре по Черноморскому флоту, то это исторический для обеих стран момент. Потому что с политической точки зрения заключение этого договора показывает, насколько большими шагами два государства и два народа двигаются навстречу друг другу, что фактически мешал делать предыдущий президент господин Ющенко. Сейчас же удалось двум странам прийти к единому мнению по решению этого важного вопроса. Но необходимо отметить, как сказал председатель Правительства Путин, для России этот договор дорогой не только с точки зрения каких-то эмоциональных моментов, но и реально дорогой с точки зрения его стоимости для нашей страны. Уступки при поставках газа, на которые пошла Россия, в данном случае, при заключении договора, свидетельствуют о том, насколько для России важно базирование Флота в Севастополе. (Алексей Шапошников, член координационного совета «Молодой гвардии Единой России»)

Вслед за отменой судом решения о героизации Бандеры договор о продлении пребывания Черноморского флота является серьезным шагом Украины в сторону России. Янукович подписал столь важные для России соглашения на очень выгодных для своей страны условиях. Понятно, что если бы не внешние факторы, то Украина и раньше согласилась бы на подобные условия, и дело не только в деньгах, но и в социальной напряженности, которая сохранялась в Крыму. Но, вероятно, личные обещания пришедшим к власти «оранжистам» от их западных кураторов, вознаграждения на персональные счета были приоритетнее сохранения взаимовыгодных и добрососедских связей с Россией. Однако ясным и понятным остается одно: сотрудничество двух стран, выросших из Киевской Руси, пойдет им только на пользу, и именно поэтому так противятся ей те, кто не желает видеть Россию сильной и процветающей. (Андрей Грознецкий, активист движения «Местные»)

Это прорыв, даже если это соглашение не будет ратифицировано с Украиной. Это прорыв, потому что это преодоление в первую очередь невнятности собственной российской внешней политики в ближнем зарубежье. Если с Божьей помощью украинский парламент ратифицирует это соглашение, это, плюс ко всему, станет и историческим прорывом. Успех связан с тем, что в отличие от традиционной дипломатической, паркетной практики российской внешней политики в отношении сопредельных государств здесь мы имеем дело с идеологически, символически внятной внешнеполитической позицией нашего государства. Черноморский флот – символ не только российского ответственного присутствия в Черном море, но и символ того, что Россия верна своим предкам, той крови, которая была пролита в Крыму. Успех есть там, где внешняя политика нашего государства следует идейно внятным позициям. (Модест Колеров, председатель союза общественных объединений «Свободная Россия»)

Я хочу подчеркнуть, что национальные интересы страны были «сданы» тогда, когда Тимошенко втайне подписала с Россией газовые договоренности. Высокая цена на газ была переложена на плечи людей и промышленных предприятий. Сегодня правительство как раз ищет варианты реального снижения цены на газ. Но в любом случае о сдаче национальных интересов речь не идет – я говорю о делимитации границ, о принадлежности подводных шельфов морей. По вопросу ГТС можно вести дискуссию, но только таким образом, чтобы итоговый результат соответствовал именно украинским, а не российским интересам. Моя личная позиция состоит в том, что присутствие ЧФ в Севастополе лишь помогает укреплению нашей безопасности – ведь своего флота у нас фактически нет… (Александр Стоян, фракция Партии регионов, Украина)

Наш комментарий

Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове соглашения о снижении цены на газ на десятилетний период для Украины и о продлении пребывания Черноморского флота в Севастополе на 25 лет, до 2042 года. Дмитрий Медведев не стал скрывать, что соглашения по газу и аренде связаны между собой. «Это тот шаг, который мы очень давно ждали», – заявил он на итоговой пресс-конференции.

Сделка позволит России сохранить стратегическое военное присутствие за пределами своих границ до 2043 года, то есть в течение 25 лет после окончания срока действующего соглашения об аренде военно-морской базы на украинском Крымском полуострове. Украина, очень сильно пострадавшая от мирового экономического спада, получила освобождение от экспортных пошлин, что позволит ей в предстоящие девять лет на 30 процентов снизить цены на российский газ, а также устранить все причины для споров, которые зачастую приводили к отключению газа посреди зимы. Также украинская сторона предлагает целый комплекс документов, которые должны активизировать двустороннее сотрудничество в целом ряде областей: совместные проекты в машиностроении, авиастроении, атомной промышленности, в железнодорожных компаниях, нефтепереработке, финансовом секторе, сельском хозяйстве. Киеву, чтобы выйти из рецессии, кроме дешевого газа нужны еще и инвестиции.

Сообщение из Харькова о подписании президентами России и Украины соглашения о продлении срока пребывания в Крыму российского флота, по оценке западных экспертов, является знаковым моментом в подтверждении намерений Виктора Януковича стабилизировать отношения на российском направлении и его отхода от политики предшественника – Виктора Ющенко. Высказывается мнение, что такой шаг Виктора Януковича вызван и тем обстоятельством, что его заявления о стремлении Украины пойти по пути западноевропейской интеграции не встречают горячего отклика в ЕС и США.

Вместе с тем достигнутое соглашение представляется в известной мере вынужденным для обеих сторон. Если бы Россия не предоставила Украине скидку на газ, украинская экономика не смогла бы оплачивать российское «голубое топливо», что неизбежно привело бы к неплатежам и к перекрытию транзита. Украинские потребители – даже промышленные компании – не способны на фоне нынешнего состояния украинской экономики платить по такой цене. Сам «Газпром» в конечном счете заинтересован в том, чтобы украинская сторона потребляла бОльшие объемы газа, пусть и по сниженной цене. К тому же, говоря откровенно, на мировом рынке уже четко обозначилась тенденция к снижению цен на газ. Это вызвано и колебаниями нефтяных цен – а стоимость газа с ними увязана, и открытием в других странах месторождений сланцевого газа. Так что корректировка цены в сторону ее уменьшения должна была произойти – сейчас подписанием соответствующих соглашений с Киевом Москва лишь ненадолго опередила объективное развитие событий.

Цена перебазирования ЧФ из Севастополя также представляется неприемлемой для России. База, которая строится в Новороссийске (федеральная целевая программа по ее строительству уже выполнена на 25%, общий объем капиталовложений должен составить до 50 миллиардов рублей), не пригодна по многим обстоятельствам, в том числе климатическим. Так, базирование ЧФ в Новороссийске возможно только в летнее время, зимой базирование затруднено сильными ветрами, обледенением. Вариант базирования флота в Тартусе (Сирия), где с 1971 года действует база обеспечения действий флота на Средиземном море, в свою очередь, ограничивает оперативные возможности действия флота в Черном море в случае возникновения нового конфликта на Кавказе (позиция Турции, контролирующей проливы, остается в значительной степени непредсказуемой).

Украина, в свою очередь, получила все, что ей нужно от России (а ей нужен только дешевый газ), при этом не отдав по существу ничего, что принадлежало бы ей де-факто. Самый значительный пункт, который удалось отстоять украинской стороне, – это сохранение в госсобственности Украины магистральных газопроводов. Виктор Янукович признался, что у него не было выбора в отношении предложенных Россией договоренностей, поскольку экономика страны в критическом состоянии, а цена на газ на Украине – самая высокая в Европе. Он заявил накануне на пресс-конференции, что такая ситуация сложилась из-за соглашений, подписанных в январе 2009 года Юлией Тимошенко, и предполагающих формульный подход с привязкой к цене нефтепродуктов.

В результате в первом квартале 2010 года цена импортируемого российского газа возросла до 305,68 доллара за 1 тыс. куб. м по сравнению с 208,12 доллара за 1 тыс. куб. м в четвертом квартале минувшего года. Во втором квартале цена достигла ориентировочно 330 долларов за 1 тыс. куб. м, а в третьем, в связи с продолжающимся ростом цены на нефть, может вырасти до 350 долларов за 1 тыс. куб. м.

Также очевидно, что Россия «по-хорошему» из Севастополя не ушла бы ни до 2017-го, ни после. Если бы не было принято это решение, то подошел бы срок, и Украина все равно бы пролонгировала на каких-то условиях пребывание ЧФ в Крыму, но на менее выгодных условиях в сравнении с теми, что были достигнуты в Харькове. Данный шаг Виктора Януковича, крайне прагматичный с позиций сегодняшнего дня, является отражением тех объективных реалий, в которых находится нынешняя Украина.

Экономическая выгода по газовым соглашениям Украины в 2010 году составит около 3 миллиардов долларов, а в последующие годы – около 4 миллиардов долларов ежегодно. Также Украина получает преимущество с точки зрения развития (или хотя бы сохранения) инфраструктуры Севастополя и создания там новых рабочих мест.

Соглашения, подписанные в Харькове, открывают возможности двустороннего сотрудничества в сфере судостроения, и это предусматривает не только ремонт, но и совместное строительство кораблей. Верфи в Николаеве могут получить выгодные подряды, в этом заинтересованы как украинская, так и российская стороны. В частности, Россия проявляет интерес к судьбе ракетного крейсера «Украина» (аналог ТРК «Москва», флагмана Черноморского флота), который находится на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве, готовность крейсера – 70%. Кроме того, представители ВМФ России заявляют, что в случае, если РФ закупит технологии производства кораблей типа «Мистраль» во Франции, то строительство этих кораблей можно организовать на верфях в Николаеве.

Между тем украинская оппозиция не оставляет никаких сомнений, что, как только она придет к власти, все соглашения о флоте будут немедленно денонсированы. А украинская Конституция позволяет по-разному интерпретировать вопрос пребывания российского флота. С одной стороны, в тексте основного закона утверждается нейтральный статус государства, и там четко прописан отказ от любого иностранного военного присутствия. Однако, с другой, так называемые переходные статьи Конституции констатируют: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой». В такой ситуации все зависит от того, кто будет обладать высшей законодательной и исполнительной властью. По сути дела Виктор Янукович буквально в первые дни своего президентства сделал Кремль заложником своего пребывания у власти. Теперь Москва жизненно заинтересована в том, чтобы и сам Янукович, и его Партия регионов оставались у власти до 2042 года. И 4 миллиарда долларов в год могут оказаться сущей безделицей по сравнению с теми преференциями, которые Януковичу удастся вытянуть из России. Ведь любое ухудшение социально-экономической ситуации на Украине можно будет объявить угрозой смены власти и, стало быть, угрозой нахождению российского флота в Крыму.

Впрочем, выполнение украинской стороной принятых на себя обязательств может оказаться под угрозой задолго до 2017 года. Ряд экспертов говорят о возможности нового объединения «заклятых друзей» Тимошенко и Ющенко против совсем не нового общего врага.

Юлия Тимошенко считает «антиконституционным» соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Украине и выразила убеждение, что этот фактор должен объединить все оппозиционные силы. С резкой критикой соглашения по Севастополю выступил и прежний президент Украины Виктор Ющенко. «Наша Украина» заявила, что этим соглашением Янукович в отношениях с Москвой перешел с уровня «стратегического партнерства» сразу на уровень «стратегического холопства». Соратник Ющенко, прежний глава его секретариата Виктор Балога заявил, что Янукович начал процесс сдачи Крыма России, и охарактеризовал соглашение по флоту как сделку, которая скорее напоминает акт политической капитуляции независимого украинского государства.

Между тем рационально мыслящие наблюдатели подчеркивают, что в настоящее время голос оппозиции на Украине реально слаб и помешать ратификации соглашений она не может. Обращение оппозиции в Конституционный суд также не имеет перспективы, так как Виктор Янукович успел убедительно продемонстрировать свой контроль над этим органом, отстояв свою позицию в вопросе о так называемой «коалиции тушек». Также Виктор Янукович не исключает возможности прямого обращения к народу: проведения референдума по вопросу базирования Черноморского флота РФ на Украине. Так или иначе, ратификация соглашения обещает стать еще одним серьезным моральным поражением для оппозиции.

К существенным минусам заключенных Медведевым и Януковичем соглашений следует отнести тот факт, что они заключены без малейшего изменения нынешнего правового статуса Черноморского флота, на который до сих пор закрывали глаза в силу того, что оставался небольшой срок до окончания договора. Однако именно наличие этих неразрешенных вопросов превращает присутствие Черноморского флота в Севастополе в серьезную проблему для Украины.

Так, продление срока аренды военной базы до 2042 года становится бессмысленным без обновления устаревшего корабельного состава. Уже на сегодня около двадцати кораблей Черноморского флота, включая флагман ЧФ – ракетный крейсер «Москва», перешагнули тридцатилетний рубеж – предельный срок службы надводных судов.

Вопрос обновления и пополнения состава боевых кораблей ЧФ стал актуален и в связи с анонсированными планами размещения элементов ПРО США на территории Румынии, а также в целях обеспечения безопасности в районе проектируемого «Южного потока», часть которого пройдет по дну Черного моря.

Россия на протяжении нескольких лет безуспешно пытается провести ротацию военной техники в крымских акваториях. Однако украинская сторона систематически отказывала россиянам в модернизации флота, ссылаясь на межгосударственные соглашения от 1997 года. Там четко указано, какие именно корабли могут находиться на территории Украины.

Договоренность президентов Украины и России о базировании Черноморского флота в Крыму до 2042 года делает неизбежным обновление корабельного состава, поскольку очевидно, что многие боевые единицы, входящие в состав ЧФ, не доживут и до 2017 года.

После подписания 22 апреля межгосударственных договоренностей о пролонгации аренды с российской стороны даже прозвучали конкретные планы по модернизации своего флота. По словам российских экспертов, Черноморский флот ждет масштабное обновление. Флот должен получить до 8 строящихся корветов типа «Стерегущий» и фрегатов типа «Адмирал Горшков», 10–12 минных тральщиков типа «Александрит», 6–8 малых артиллерийских кораблей типа «Буян», 10–12 ракетных катеров типа «Скорпион», а также 8–10 малых подводных лодок типа П-750. Не столкнется ли Россия с новыми требованиями украинской стороны, когда дело дойдет до реализации этих амбициозных планов? Подписанные в Харькове соглашения не дают ответа на этот вопрос.

Между тем, по оценке экспертов, замена кораблей – не главная проблема Черноморского флота. Важнейшим условием выполнения флотом своих боевых задач является модернизация береговой инфраструктуры: причальных стенок, коммуникаций, гидротехнических сооружений, которые пришли в негодность и к тому же остаются предметом не утихающих споров между российской и украинской сторонами по поводу их государственной принадлежности. Это вопрос не столько финансовый, сколько юридический. Фактически российский флот в Крыму занимается всеми вопросами поддержки и организации судоходства в этом регионе. Сегодня, в частности, гидротехнические сооружения находятся под контролем российских военных моряков. И статус этих объектов на сегодня так и не определен, и, судя по тому, что договор перезаключен, вряд ли можно ожидать изменения статуса этого объекта. Данное положение вещей опять же превращает Черноморский флот России в заложника «доброй воли» киевских политиков.

Таким образом, заключенные в Харькове соглашения фактически не решают многих ключевых военно-политических задач, связанных с базированием Черноморского флота России, которые могли бы обеспечить прочный базис для российско-украинских взаимоотношений в военно-политической сфере. Остается лишь надеяться, что сложившийся формат взаимоотношений между Россией и Украиной на высшем уровне будет способствовать тому, что неизбежно возникающие противоречия и проблемы не будут впредь доводиться до критической точки и получат в конечном итоге решения, отвечающие интересам обоих народов.

Ясно одно: окно возможностей в российско-украинских отношениях значительно расширилось. Задача – воспользоваться этим максимально эффективно. От того, насколько очевидной будет взаимная выгода такого сотрудничества, во многом зависит и будущее двусторонних отношений в целом. Это – исторический шанс.