«Мистрали» себе в убыток

Российские судостроители обвинили минобороны в противоправных действиях по приобретению французских вертолетоносцев.

Руководство судостроительного завода «Янтарь» подало в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на минобороны, которое лоббирует интересы Франции в ходе сделки по закупке вертолётоносцев «Мистраль». В частности, в заявлении директора «Янтаря» Игоря Орлова, выдержки из которого 9 июля опубликовала газета «Коммерсант», говорится о том, что министерство обороны, приняв решение обзавестись вертолетоносцами, сразу же исключило из списка возможных исполнителей заказа российских корабелов, хотя они могут спроектировать и построить подобный «Мистралю» корабль. Хуже того, французский вариант принят без проведения какого-либо тендера, даже без хотя бы формальной разработки и публикации условий конкурса.

Как уже сообщала «СП», 1 марта на пресс-конференции в Париже президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози заявили о начале эксклюзивных переговоров о поставках в РФ вертолетоносцев «Мистраль». Окончательное решение об этом было принято Россией в апреле 2010 года. Сообщалось, что сделка может быть завершена до конца года, и всего планируется приобрести четыре таких корабля. Якобы уже даже решено, что один из них будет построен на верфи Сен Назер на западе Франции, а остальные – на российских судостроительных заводах в кооперации с французскими партнёрами.

Нужно сказать, что официально минобороны от конкурса никогда не отказывалось, но проводить его явно не собиралось. Например, весной этого года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил о готовящемся тендере на покупку вертолетоносца. Правда, в числе возможных его участников были названы Франция, Испания и Нидерланды. Россию даже не упомянули. Но никакого тендера не было, решение принималось чисто политически, на уровне Медведев — Саркози.

Справедливости ради нужно сказать, что минобороны хотя в открытую и не заявляло о противодействии политическому решению в данной сфере, но некоторое время пыталось саботировать «французское увлечение» Дмитрия Медведева. Весной из недр минобороны вышла информация о закупке вместо «Мистраля» испанского вертолетоносца «Хуан Карлос».

— Но на самом деле ни тот, ни другой российскому флоту совершенно не нужны, — считает эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин. – Если Франция располагает многочисленными заморскими территориями, разбросанными от Океании до Карибского бассейна, для поддержания «мира и порядка» в которых как раз и требуются корабли типа «Мистраль», то перед Россией такие задачи не стоят. Зачем же нам тратить деньги на то, что не нужно? Только если для дружбы с Саркози? Дорогая дружба.

От некоторых экспертов можно услышать мнение, что корабли типа «Мистраль» могут потребоваться нам через 10 или 20 лет, когда настанет время интенсивного освоения ресурсов морского дна в отдаленных от берегов России районах Мирового океана. Для этого, мол, мы и приобретаем эту технику, чтобы заполучить технологии, а затем строить такую же самостоятельно.

Однако, по мнению капитана второго ранга Сурпина, такой подход к развитию флота будет иметь печальные последствия для отечественной судостроительной промышленности. Вместо того, чтобы возрождать собственное кораблестроение, будем в условиях кризиса поддерживать французское или испанское? Париж вовсе не жаждет делиться передовыми военными технологиями с Москвой. В интервью газете La Tribune высокопоставленный французский чиновник сказал, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной». Кроме всего прочего, эти корабли просто не нужны нашему ВМФ даже в качестве охранников океанских месторождений будущего. Тут понадобятся корабли совсем другой идеологии.

«СП» уже сообщала, что группа испанских, голландских и немецких конструкторов предложила концепцию «корабля контроля моря» будущего, получившего условное название Valkyrie («Валькирия»). Он представляет собой авианесущий корабль, «крыло» которого состоит из 24 летательных аппаратов: истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки, противолодочных, штурмовых и десантных вертолетов. Если продолжать лоббировать интересы французских судостроителей, то и в этой области мы отстанем и будем все больше продавать энергоносителей, чтобы закупать чужую технику и оружие. Руководитель завода «Янтарь», несомненно, прав: нужно срочно сворачивать «французское увлечение» Медведева и переориентироваться на российские проекты.

Та часть генералитета минобороны, которая лоббирует французов, оправдывает свою позицию тем, что, мол, российские корабелы не в состоянии спроектировать и построить корабли типа «Мистраль».