Переговоры с Западом, которые погубят Россию?

Одна за другой проходят правительственные встречи по украинскому вопросу. Россия явно идет на встречу «западным партнерам» и Киеву. Что это означает, и какие последствия может иметь?

Очередной отвод российских войск от границы Украины не случайно совпал с рядом международных встреч на высшем уровне. В Вашингтоне прошла «Финансовая двадцатка», где, по словам министра финансов России Антона Силуанова, в кулуарах обсуждался украинский кризис. В Милане состоялась встреча президентов России и Украины, а также канцлера ФРГ. В Австралии в скором времени пройдет Саммит G20. И там также будут обсуждаться ситуация на Украине и «война санкций». А о возможной отмене санкций дипломаты ЕС говорили уже неоднократно. И хотя, Кремль официально отказался просить их отмены, давно уже идут тайные переговоры о разрядке.

В обстановке падающего рубля, слабеющей экономики и постоянных санкций, россиянам крайне интересно узнать максимум о переговорах. Отечественные власти делают уверенные заявления о том, что они не намерены делать никаких уступок США и ЕС, и Крым не отдадут. Они бодро отстаивают цены на газ. Однако видно не только это, но и противоположные действия. В сентябре в Минске российские дипломаты провели так называемое перемирие; близкая к правительству пресса убавила тон в описании событий на Украине, а следом один за другим поползли слухи о готовящейся некрасивой сделке с Западом.

Переговоры идут. Москва пытается опереться на руководителей стран ЕС в противовес блоку евробюрократии и США. Задача переговоров для Москвы: снять давление Запада, которое при сохранении либерального курса в экономике становится все более болезненным для крупного бизнеса. Они крайне обеспокоены, что ЕС и другие государства антироссийского блока могут ограничить доступ отечественных сырьевых товаров на свои рынки. Это будет грубейшим нарушением норм ВТО. Но разве санкции до этого не были таковым? А обстановка на мировом рынке меняется не в пользу России…

Цены на нефть идут вниз с лета. Баррель «черного золота» за три месяца упал со 110 до 85 долларов. Следом катятся вниз цены на другие сырьевые товары. Особенно болезненно чувствуют себя металлурги, уже второй год увольняющие рабочих. США сняли эмбарго на импорт нефти из Ирана, и они дают банкам-спекулянтам все меньше денег, тогда как экономики стран БРИКС явно входят в трудный период. Это плохие новости для сырьевого рынка. Однако вовсе не внешняя конъюнктура, а отказ от самостоятельного экономического курса толкают Россию на переговоры. И уступки будет делать не Запад.

Да, противоречия между членами ЕС и США существуют. Но слабость российской позиции очевидна как в Европе, так и в Америке. Они входят в переговорную игру с прицелом на полную победу, которая должна означать взятие российского рынка и важнейших активов. В 1991 году мы уже помогли экономикам США и Западной Европы преодолеть кризис и нарастить темпы роста, но западные корпорации к российским предприятиям допущены почти не были. Теперь Вашингтону и Брюсселю кажется, что торговую и финансовую зависимость России можно увеличить, получив и политический контроль над страной.

В противном случае не было бы никакого смысла переходить от линии постоянного давления к переговорному процессу. Не нужны были бы намеки и встречные жесты, как во время минских переговоров. Конечно, в ЕС многие обеспокоены, что новая Украина, полученная в большой мере на европейские деньги, ушла под контроль США. Однако ЕС давно зависит от США, а финансовые структуры их связаны особенно тесно. А именно банки определяют политику Европы, и не им противиться курсу Вашингтона на «вразумление Москвы». Потому честной сделки не будет.

Возможен же компромисс между Россией и Западом, который потребует от страны вроде бы совсем небольших жертв. Во-первых, должна будет уменьшиться роль президентской системы выработки компромиссов. Во-вторых, должны будут пресечены попытки расширения «русского мира», а на деле общего евразийского рынка. В-третьих, неолиберальная политика в экономике должна будет сохраняться в любой ситуации. В-четвертых (и это важно!), процесс переговоров о полной разрядке «войны санкций» должен будет затянуться и обеспечить США и ЕС расширение лагеря сторонников в отечественных правящих кругах. Поможет здесь медленность процесса и кажущаяся легкость возврата к миру – к торговле без санкций.

Главное для Запада теперь не спугнуть «русского зайца» и дать ему войти в переговорный процесс. За 2008-2014 годы зависимость нашей экономики от внешнего рынка возросла. Внутренний спрос слабеет. Но вместо его стимулирования и развития многоотраслевой экономики, уже идут переговоры. И остановка наступления армии Новороссии одно из их следствий. Украину, которую можно выиграть, руководство страны отдает, и торг идет дальше. От него ожидают успокоения Запада по поводу Крыма, а также вступление его на путь постепенной отмены санкций. По сути, это будет означать их полный успех: ликвидацию российской «имперской угрозы» и стерилизацию интеграционного плана.

А ведь все может получиться иначе. Внутренний экономический кризис может усилиться и взбудоражить общество. Кроме Москвы, вся Россия – это Донбасс по духу и убеждениям. И он уже увидел врага и оценил угрозу повторения украинской экономической катастрофы. Цены же на нефть даже на время могут не вернуться на выгодный России уровень. Не будут же США ради Москвы заново блокировать Иран? Евросоюз только усилит давление на поставщиков углеводородов из России, вырывая у них скидки, а может быть и уменьшая их долю на рынке.

Наша экономика не получит в итоге внешних стабилизаторов, а внешняя политика будет обнажена во всей своей нерешительности и непоследовательности. И какие бы надежды в Москве не возлагали на переговоры, эффект будет совсем не тот. Сделка сорвется или обернется неприятностями для ее российских сторонников. И виноваты будут не дипломатические ошибки, коварная оппозиция, а недооценка процессов в мировой и отечественной экономике.