Российский рынок б/у автомобилей в 2025 году: между кризисом и возможностями
Эксперты авторынка сходятся во мнении: 2025 год станет переломным для сектора подержанных автомобилей в России. После бурного роста в предыдущие годы отрасль ожидает период турбулентности, где ключевую роль сыграют три фактора: доступность кредитования, импортозамещение автокомпонентов и поведение китайских производителей.
Три сценария развития рынка
На недавнем форуме Used Cars Forum 2025 прозвучали диаметрально противоположные прогнозы:
| Сценарий | Объем продаж | Динамика | Вероятность |
|---|---|---|---|
| Оптимистичный | 6,03 млн | Стабильность | 25% |
| Базовый | 5,86 млн | -3% | 55% |
| Пессимистичный | 5,62 млн | -7% | 20% |
Китайский фактор
Особый интерес представляет феномен китайских машин на вторичном рынке. По данным анонимного опроса дилеров:
- Geely Coolray теряет всего 12-15% стоимости за год против 25-30% у европейских аналогов
- Haval Jolion демонстрирует рекордную ликвидность — 92% выставленных на продажу авто находят покупателя в течение месяца
- Chery Tiggo 7 Pro сохраняет до 80% первоначальной стоимости после 3 лет эксплуатации
«К 2026 году каждый третий автомобиль с пробегом будет китайским, — прогнозирует независимый аналитик Артем Воронин. — Их доля вырастет с нынешних 18% до 35-40%».
Региональные особенности
Картина по стране крайне неоднородна:
- Москва и область: стабильный спрос на премиум-сегмент (Audi Q7, BMW X5), но с переориентацией на 5-7 летние модели вместо новых
- Юг России: бум продаж корейских SUV (Kia Sorento, Hyundai Santa Fe) с пробегом 100-150 тыс. км
- Дальний Восток: доминирование праворульных Toyota (70% рынка) с постепенным замещением на Haval и Changan
Ценовые тенденции
Эксперты выделяют три ключевых тренда:
«Средняя цена автомобиля с пробегом 3-5 лет упадет на 8-12%, — считает финансовый аналитик Евгения Смирнова. — Но это не касается редких комплектаций и хорошо сохранившихся экземпляров европейского производства».
Особенно заметно подешевеют:
- Седаны D-класса (Volkswagen Passat, Skoda Superb) — минус 15-18%
- Дизельные внедорожники (Volkswagen Touareg, BMW X5) — минус 20-25%
- Электромобили старше 5 лет — до минус 30% из-за дороговизны замены батарей
Рекомендации покупателям
1. Срок кредитования: не превышать 36 месяцев при ставках выше 18% годовых
2. Проверка: обязательный заказ отчета по VIN в трех разных сервисах
3. Марки: рассматривать Geely или Haval как более ликвидную альтернативу европейцам
4. Пробег: оптимальный диапазон 60-90 тыс. км для 3-летних авто
«Сейчас лучше покупать машины 2021-2022 годов выпуска, — советует автоэксперт Михаил Колодочкин. — Они еще не требуют серьезных вложений, но уже потеряли 30-40% стоимости».
Перспективы до конца года
Ожидаемые события, которые повлияют на рынок:
| Событие | Дата | Воздействие |
|---|---|---|
| Решение ЦБ по ставкам | Сентябрь | ±5% к объему кредитных сделок |
| Запуск Lada Iskra | Октябрь | Давление на цены подержанных Vesta |
| Новые санкции ЕС | Ноябрь | Рост цен на запчасти для европейских марок |
Как отмечает гендиректор «Авито Авто» Илья Шаронов: «Пик падения рынка придется на III квартал, после чего начнется медленное восстановление. Но до докризисных показателей 2023 года нам еще далеко».
Таким образом, 2025 год станет временем возможностей для расчетливых покупателей, но серьезным испытанием для дилеров и автоломбардов. Ключевым станет вопрос: смогут ли новые игроки (прежде всего китайские бренды) компенсировать уход с рынка европейских марок?



